Ах, лето красное!

Введение.

Организация летнего отдыха в лагерях дневного пребывания на базе образовательных школ стало уже традиционным. Полноценный летний отдых дает ребенку возможность не только  «переключиться» с учебной нагрузки на другой вид деятельности, но и позволяет ему почувствовать себя другим человеком, отработать новые модели поведения.

Успех летней оздоровительной кампании во многом зависит от педагогического коллектива, работающего с детьми в условиях пришкольного лагеря. Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей, вожатых, школьных учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, начальников городских лагерей, заместителей директора по воспитательной работе – всех тех, кто принимает непосредственное участие в работе лагеря дневного пребывания.

Летний лагерь – это не только форма организации досуга детей в летний период, но и пространство для их духовного, эстетического, социального развития, и, в первую очередь, оздоровления.

Цель программы работы детского  пришкольного лагеря – создание максимально комфортных условий для оздоровления и гармоничного развития личности ребенка в летний период.

Задачи программы:

  1. Укрепить здоровье детей через комплекс оздоровительных мер.
  2. Пополнить жизнь детей интересными культурными событиями.
  3. Укрепить дружбу и сотрудничество между детьми.
  4. Прививать чувство патриотизма, уважения к Родине, родному краю, природе.
  5. Развивать творческие способности, активность и инициативность ребенка.
  6. Привить навыки самообслуживания.

Объектом воспитательной работы в детском оздоровительном лагере является ребенок и его стремление к реализации. Поэтому, планируя досуговые мероприятия, необходимо предоставить детям свободу в выборе содержания их отдыха, т.е. дать возможность отдыхающим внести свои предложения и воплотить их в жизнь.

Программа летнего лагеря дневного пребывания должна включать работу по 4 основным направлениям:

— оздоровление;

— развитие;

— творчество;

— отдых.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому в программу обязательно должны быть включены следующие мероприятия: утренняя гимнастика; организация пеших прогулок; организация здорового питания детей; организация спортивно-массовых мероприятий (различные вида состязания и эстафеты; подвижные игры на открытом воздухе; спортивные кружки и т.д.).

Особое внимание необходимо уделить профилактическим мероприятиям и мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период. Это различные инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей на спортивной площадке». Можно пригласить врача или школьную медицинскую сестру для бесед с детьми: «Как ухаживать за зубами?», «Витаминный алфавит», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя». Провести цикл игр-бесед по безопасности дорожного движения, безопасности при пожаре. Все эти мероприятия необходимо провести не только в начале смены, а на всем протяжении летнего отдыха в лагере.

Работу по развитию творческих способностей детей можно осуществлять как традиционными формами работы, таких как оформление отрядных уголков, стенных газет; ярмарка идей и предложений; подготовка тематических концертов, различные интеллектуальные игры. Но можно предложить ребятам и новые формы мероприятий, а еще лучше попросить детей самим придумать его содержание. Это могут быть: «Интеллектуальный волейбол», «Коробочные встречи», «Лепкодром», «Мыльная феерия», «Салон огородных мод», «Урок хитрологии» и т.д.

Работая над сплочением коллектива и развитием коммуникативных способностей  можно провести: шоу «Расскажи мне о себе», коммуникативные игры на знакомство, игры на выявление лидеров, игры на сплочение коллектива.

Работа по патриотическому воспитанию детей включает в себя экскурсии «музей Боевой славы», «Краеведческий музей», урок мужества, посвященный началу ВОВ, торжественную линейку с возложением цветов к монументу Славы, музыкально-литературную композицию «Наша Победа», беседу «Станица в дни оккупации», конкурс рисунков на асфальте на военно-патриотическую тему.

Разнообразие форм работы, ежедневные мероприятия, выстроенные в виде тематических дней, дают возможность гармоничного развития личности ребёнка. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, а межличностные отношения строились на принципах творчества и сотрудничества.

Далее будет представлен приблизительный тематический план и сценарные разработки некоторых мероприятий. Их отличительная особенность – простота в организации и реализации проектов. Они не требуют предварительной длительной подготовки, не насыщены театрализацией, что, безусловно, вызывает некоторые затруднения у педагогов, воспитателей и вожатых, и вместе с тем, любая из данных игровых программ может быть трансформирована и адаптирована под любую тему.

В данной программе летних каникул игровые моменты сочетаются с познавательными, и, конечно, с отдыхом, занятиями спортом и творчеством. Все это позволяет каждому ребенку отлично отдохнуть, получить массу новых знаний и впечатлений. Для ребенка, подростка, или взрослого человека важно провести летние каникулы так, чтобы потом в течение года можно было вспоминать, как было здорово входить в то состояние счастья, которое ты испытал во время летнего отдыха и, подпитываться новыми силами и хорошим настроением.

 

Примерный план работы школьного лагеря дневного пребывания детей.

— Что ты мне подаришь, лето?

-Много солнечного света!

1 день – День хороших знакомств.

В этот день проходят отрядные и общелагерные мероприятия, направленные на знакомство детей друг с другом, с отрядными вожатыми, с жизнью лагеря, распорядком дня, планом работы на смену и т.д. После торжественного открытия смены, рекомендуется провести «отрядные посиделки» для более близкого знакомства и сплочение коллектива, а также начать работу над оформлением отрядных уголков.

2 день – День детской безопасности.

Игра – викторина по правилам дорожного движения «Веселый перекресток».

Беседы по темам безопасности жизнедеятельности.

Конкурс рисунков «Новый знак дорожного движения».

Конкурс стихов — речевок о соблюдении правил дорожной и личной безопасности.

3 день — День  живописи.

Конкурс рисунков на асфальте «Моя малая Родина».

Открытие «флоропортретной галереи». В этом проекте принимают участие портреты, созданные из природного материала. Флоропортреты выставляют для всеобщего обозрения, место, где это происходит, получает название «Флоропортретной галереи».

«Фестиваль нательной живописи». Художник создает художественное произведение, т.е. расписывает «холст» (тело человека, на котором рисуют) в выбранном стиле, и представляет свою работу на суд жюри и зрителей.  Оценочная комиссия выбирает лучшее произведение в каждом стиле – победителей награждают.

4 день – Поэтический день.

Этот день посвящен очередной годовщине празднования дня рождения А.С.Пушкина.

Посещение театра. (Спектакль по сказке А.С.Пушкина).

Игра – викторина по произведениям А.С.Пушкина «Мой Пушкин».

«Поэтический кросс» — мероприятие, где юные поэты соревнуются в рифмовании фраз, придумывании новых продолжений известных детских стихов.

5 день – День хороших манер.

Игровая программа «Путешествие в Спасибоград».

Ток-шоу «В лабиринтах собственного «Я».

6 день – День семьи.

Танцевально-игровая программа «Да здравствует семья!».

Отрядное мероприятие «Семейные традиции», где каждый воспитанник должен представить одну из традиций своей семьи. Форму подачи ребенок выбирает сам.

7 день – День фантазии и юмора.

Игровая программа «Кафе «Приятного аппетита!».

8 день – День мыльных пузырей.

Игровая конкурсная программа «Шар-шоу «Веселись, честной народ!».

9 день – День спортивных рекордов.

Игровая спортивно-оздоровительная программа «Тропа испытаний «Зов джунглей!»

10 день – День неожиданных находок.

Ярмарка полезных советов.

11 день – День самоуправления «Все наоборот».

Дню самоуправления должны предшествовать выборы начальника лагеря. Они (выборы), как и предвыборные дебаты, могут пройти накануне. Ребята, желающие стать начальником лагеря, должны выдвинуть свою кандидатуру, представить избирателям программу мероприятий на этот день. Так же накануне должны пройти и сами выборы. В день самоуправления необходимо помочь ребятам проявить самостоятельность, инициативность и ответственность, при этом оставлять их без контроля не следует. В конце дня «Все наоборот» можно организовать «круглый стол», где ребята смогут обменяться впечатлениями, высказать свои пожелания и замечания.

12 день – День сюрпризов. (День именинника).

13 день – День памяти и скорби.

Торжественная линейка с возложением цветов к монументу Славы.

Урок мужества «Вставай, страна огромная!», посвященный дню начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941г.

Музыкально-литературная композиция «Живи и помни».

14 день – День разноцветных лент.

Ярмарка талантов «Кто во что горазд».

15 день – День зеленого цвета.

Конкурс плакатов на экологическую тему «Сохраним жизнь на планете!».

Операция «БУНТ» — Большая Уборка На Территории. В отличие от прочих уборок, операция «БУНТ» проводится в определенной последовательности, и начинается она с митинга. Весь лагерь собирается на площадке перед школой (или другом месте: футбольном поле, игровой площадке и т.д.), к митингующим обращаются с пламенной речью приблизительно следующего содержания:

«Люди, оглянитесь вокруг…Коварный враг окружил нас со всех сторон…Шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на его грязные следы…Вы знаете имя нашего общего врага? Его зовут – мусор! Сколько можно терпеть его тиранию! Сколько можно отступать перед его натиском! К оружию, друзья! Сметем этого грязного паразита с лица земли! Очистим от него территорию нашего лагеря! Забудьте про жалость…Пусть ваша воля будет несокрушима, а помыслы – чисты. Мы или он?!».

Затем воодушевленные митингующие отправляются на уборку мусора.

Таким образом, БУНТ – это театрализовано-трудовая операция, начинается митингом и заканчивается публичной «казнью» мусора.

16 день – День гадания на ромашке.

В этот день можно организовать детям гадание не только на ромашках, но и с помощью других средств (воск, цветные камни, различные народные гадания). «Гадалками» в этот день могут быть не только воспитатели, но и сами дети.

Фестиваль детского творчества «Цветик-семицветик».

Для фестиваля заготавливается большая ромашка, на лепестках которой указываются названия видов искусств и творчеств. На общей линейке проводится жеребьевка. Каждый отряд выбирает лепесток и получает задание, которое готовит в течение дня. Затем проводится сам фестиваль.

17 день – День чистоты и здоровья.

Кефирная церемония.

Кефирная церемония, в отличие от чайной, очень молода. Но все знают, что кефир ничем не хуже чая (особенно в полдник или перед сном), и поэтому он достоин не простого, а церемониального выпивания. Каждый отряд может придумать свою кефирную церемонию со своим заклинанием, или же можно провести одну общую для всего лагеря.

Отрядные посиделки «Мы за чаем не скучаем!».

Чтобы провести это мероприятие, нужно разделить отряды на группы. Каждой группе дается задание подготовить веселый, интересный конкурс, который ребята сами проведут во время посиделок. Таким образом, все смогут побыть и организатором и участником конкурса. Также можно провести для ребят познавательную викторину о чае, его появлении в нашей стране, о традициях и т.д.

18 день – День загадывания желаний.

Развлекательная программа «Развеселый вечерок».

19 день – День солнечных зайчиков.

В этот день разрешается всем «пускать солнечных зайчиков».

Заседание «клуба фантЫзеров». ФантЫзеры – это люди, которые умеют и любят играть в «фанты». Заседание клуба проходят в два этапа: на первом – у участников забираются какие-либо неценные личные вещи (фанты). Интереснее будет, если ребенок не просто отдаст фант, а проиграет его, например, в игру на внимание. На втором – происходит «выкуп» вещей обратно. Здесь, главное – придумать интересные задания, остроумные и необидные. Такие задания можно найти в книге С.Афанасьева и С. Коморина «Триста творческих конкурсов».

20 день – День прощальных рукопожатий.

«Почта сердечных пожеланий» может работать в течение всего дня, а может – только во время прощальной дискотеки.

Заключительный концерт «Остров детства», в  который войдут лучшие творческие номера смены.

«Оранжевая дискотека» закрывает смену. На дискотеке можно провести небольшую конкурсную  программу, в качестве призов – использовать апельсины или другие вещи оранжевого цвета.

 

Заключение.

Организовывать увлекательный отдых для детей в летний период времени под силу каждому взрослому, надо только проявить больше фантазии и приложить усилия. Тем более, что сами дети всегда охотно откликаются на интересные предложения.

Чего хотят родители, отдавая своего ребенка в пришкольный летний лагерь? Чтобы он был безопасным, интересным и познавательным, чтобы ребенок получал новый социальный опыт, открывал новые грани мира.

 

Приложение

СЦЕНАРИЙ

Игры – викторины по сказкам А.С.Пушкина

«Мой Пушкин».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: проверить знания учащихся, глубже познакомить их с творчеством А.С.Пушкина, создать праздничное летнее настроение.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники городского лагеря с дневным пребыванием, ученики 1 – 4 классов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: игровая комната.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: музыкальные композиции, выбранные детьми для демонстрации домашнего задания.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: накануне отряды получили задание – инсценировать сказку Пушкина на «новый лад» под современную музыку и продемонстрировать ее пантомимой, другой отряд должен угадать, какая это сказка. В начале праздника ведущий знакомит детей с датой, коротко рассказывает об А.С.Пушкине. Затем игра проходит в 3 этапа: 1- разминка, 2 – «Гонка за лидером», 3 – домашнее задание. После каждого задания отряды подсчитывают баллы, в конце игры определяется отряд – победитель. Победители награждаются памятными дипломами.

 

СЦЕНАРИЙ

игровой программы

«Путешествие в Спасибоград».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: проверить знания правил поведения и хорошего тона у воспитанников, создать праздничное летнее настроение.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники городского лагеря с дневным пребыванием, ученики 1 – 4 классов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: игровая комната.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: современные музыкальные композиции для заполнения пауз во время конкурсов.

 

СЦЕНАРИЙ

Ток — шоу

«В лабиринтах собственного «Я».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: оценить знания учащихся о правилах хорошего тона, сформировать новые знания о чертах характера, настроить их на позитивное общение и толерантность.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники городского лагеря с дневным пребыванием, ученики 1 – 4 классов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: игровая комната.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: зал должен напоминать ток – шоу «Пять вечеров», отдельно поставить стулья для экспертов. Перед началом беседы необходимо выбрать экспертов – самых воспитанных ребят лагеря, 3-5 человек.

 

СЦЕНАРИЙ

семейной танцевально-игровой программы

«Да здравствует семья!».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: создание праздничного настроения, сплочение детей и родителей, создание благоприятных условий для совместного творчества и отдыха.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники пришкольного лагеря, возможно приглашение родителей.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: игровой зал

ОФОРМЛЕНИЕ:   1.фонограммы – детские песенки, и на конкурс «Угадай мелодию» для 1-ой команды – «Три белых коня», а для 2-ой – «Облака».

2.реквизит: карандаши цветные по количеству детей, 2 листа формата А4.

 

СЦЕНАРИЙ

Игровой конкурсной программы

«Шар – шоу «Веселись, честной народ!».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: создать веселое летнее настроение и заряд энергии на оставшуюся часть смены.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники городского лагеря с дневным пребыванием, ученики 1 – 4 классов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: игровая комната.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: современные танцевальные композиции на время проведения конкурсов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: мероприятие примечательно тем, что все конкурсы проходят с шарами. Заранее ребятам необходимо дать задание: каждый должен придумать несколько шуточных вопросов о жизни лагеря и написать их на воздушных шарах, вырезанных из бумаги. Бумажные шары приклеиваются скотчем к стене – это одновременно можно использовать и как оформление, а затем как реквизит для конкурса. Шар – шоу проходит в форме конкурсной программы, состоит из командных и индивидуальных конкурсов. Задача соревнующихся — набрать как можно больше «шароидов» (например, конфет круглой формы). В конце праздника победителю присуждается почетное звание Главного управителя шаров и вручается главный приз. Остальные участники праздничных баталий получают на память лучшие модели шаровых изделий, изготовленных в ходе мероприятия.

 

СЦЕНАРИЙ

Игровой программы

Тропа испытаний «Зов джунглей».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: создать веселое летнее настроение и заряд энергии на все лето.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники городского лагеря с дневным пребыванием, ученики 1 – 4 классов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинеты школы, спортзал, спортивная площадка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: участники делятся на два племени аборигенов (два отряда), раскрашиваются и придумывают ритуальный танец. Показывают они его перед первым конкурсом, в качестве приветствия команде соперника.

Тропа испытаний проходит в виде игровой программы со станциями.

6 станций: 2 – спортивных готовит преподаватель физкультуры или руководитель спортивной секции; театральную и музыкальную готовит преподаватель музыки; экологическую и любознательную готовит педагог-организатор. В конце «тропы испытаний» одна из команд должна найти сундук с подарками, она то и станет командой – победителей, но подарки предназначены всем воспитанникам лагеря.

Сначала оба племени встречаются в спортзале, приветствуют друг друга ритуальными танцами, выполняют спортивные задания и получают по конверту, где в виде ребуса или загадки зашифрована следующая станция. Отсюда команды идут разными маршрутами и нигде не пересекаются. Встретиться вновь они должны лишь на последнем этапе, где обе команды получают одинаковые конверты с ключевым словом. Команда, первой отгадавшая ключевое слово и нашедшая подарки, считается победителем. В конце тропы испытаний все ребята получают памятные подарки.

 

СЦЕНАРИЙ

Урока мужества, посвященного дню памяти и скорби 22 июня

«Вставай, страна огромная!».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: рассказать детям о ВОВ, почтить память погибших.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники городского лагеря с дневным пребыванием, ученики 1 – 4 классов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: игровая комната.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 22 июня 2007г. 10-00.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: после завтрака ребята собираются в игровой комнате, рассаживаются полукругом. Заранее необходимо раздать детям тексты и рассадить их затем в нужной последовательности. После торжественной части для воспитанников лагеря можно провести игровую программу «Тропа генералов».

СЦЕНАРИЙ

Ярмарки талантов

«Кто во что горазд».

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: выявить разнообразные таланты у воспитанников лагеря и создать веселое летнее настроение.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: воспитанники городского лагеря с дневным пребыванием, ученики 1 – 4 классов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: игровая комната.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: современные танцевальные композиции, подборка музыкальных отрывков для танцевального конкурса «Перетанцуй»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: заранее предлагается ребятам выбрать любой жанр для выступления. К мероприятию изготавливается специальная валюта – «веселушки» и раздается поровну всем детям. На ярмарке после каждого номера любой желающий может «купить» талант. Выигрывает тот, кто дороже всех сможет продать свой талант.