Теоретические основы музыкально-эстетического развития ребенка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Теоретические основы музыкально-эстетического развития ребенка» (2012 год)

 

Музыкальная студия «Игра на фортепиано»
Возраст детей: 7-12  лет
Направленность: художественно-эстетическая
Составитель: педагог Гончарова Е.Н.

 

Введение

Процесс развития общества в нашей стране, охватывающий все стороны жизни, предусматривает и дальнейшее совершенствование системы воспитания, в том числе эстетического, всестороннее удовлетворение духовных потребностей подрастающего поколения.

Решение вопросов формирования нравственно-эстетических идеалов должна решаться общеобразовательной школой и учреждениями дополнительного образования, в числе которых – центр эстетического воспитания детей станицы Тбилисской Краснодарского края.

Функции ЦЭВД велики — эстетическое воспитание, развитие гармоничной личности средствами театрального, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного искусства, подготовка учащихся к дальнейшему  профессиональному  образованию,  пропаганда искусства в целом. Коллективы всех творческих направлений активно участвуют в создании социокультурной среды станицы и всего района, а также служат средством культивирования и аккумулирования знаний умений и навыков, воспитывают нравственно ценные черты характера, дают первый, но очень важный опыт совместного творчества, общения учащихся.

Особое место в этой системе отводится эстетическому развитию, в котором музыка, как вид искусства, занимает особое место. Музыка по своей сущности эмоциональна, несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов.  В данном контексте хотелось бы рассмотреть эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей.

На современном этапе научного исследования механизм воздействия музыки на человека активно исследуется. Есть много достижений в этой области. Деятели науки и культуры свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Рассмотрению проблем музыкально-эстетического развития и воспитания посвящено довольно значительное количество работ в различных областях педагогики, эстетики, музыковедения и др. Это труды — А. Сохора, Г. Головинского, В. Матониса, Р. Тельчаровой, М. Князевой, О. Лобановой, Е Бодиной и др.

Объектом исследования является музыкально — эстетическое развитие ребенка.

Цель исследования: определить теоретические аспекты музыкально-эстетического развития ребенка.

Соответственно цели следует обозначить следующие задачи:

1. Определить роль музыкального искусства в жизни современного школьника.

2.Дать определение музыкально-эстетическому сознанию личности.

3.Выявить основные принципы становления  эстетического сознания.

4. Определить ведущие признаки, определяющие качества музыкальной культуры человека, уровня  музыкально-культурного развития.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

На современном этапе развития общества эстетическое развитие детей стало жизненной необходимостью. Эстетическое воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие духовной культуры личности.

В современном обществе с особой остротой встал вопрос о придании нового статуса задаче формирования личности и, прежде всего, ее эстетическому воспитанию, способствующему зарождению, укреплению и развитию новых эстетических, этических, художественных ценностей и мотивации у каждого человека.

Общеизвестно, что ядром и главным средством эстетического воспитания является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на личность во всех направлениях. Каждый из видов искусства специфически влияет на формирование внутреннего мира человека. Музыка в системе искусств занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека.

Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим все более утверждается в системе эстетического воспитания тезис о важности музыкального воспитания личности, его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности. Участие музыки в воспитании приобрело особую актуальность в настоящее время.

Успешная деятельность в любой сфере возможна только при наличии широкого взгляда на мир, единстве теоретико-познавательного, практического,нравственного и эстетического отношения к действительности, при овладении ценностями художественной, в том числе и музыкальной, культуры.

Не случайно один из известных специалистов по эстетике М. Каган, подвергший глубокому анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечает, что «музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать». [14, с. 66]

В современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления в силу своих непосредственно-чувственных особенностей воздействия. Но за подобной картиной скрыты сложные противоречия бытования, восприятия ценностных ориентации в музыкальном искусстве. Это, например, односторонний уклон большинства детей к эстрадно-развлекательной музыке, к той небольшой части огромного мира музыкального искусства, не требующий больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения.

Привычной становится возможность слушать музыку как фон, полноценно не воспринимая ее. Подобный уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры в целом, когда не происходит полной субъективизации эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-гуманистических сторон музыкального произведения.

Место отсутствующей культуры отношений к музыкальным ценностям занимают поверхностно-потребительские запросы.

Формирование    музыкально-эстетической    культуры    личности своеобразный показатель развития самого человека — является одной из важнейших целей эстетического воспитания.

Решение этой цели в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии всех социальных институтов воспитания, с целью внедрение целенаправленной системы массового художественного и музыкально-эстетического воспитания и образования.

Одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности эстетического просвещения школьников является поиск актуальных путей организации интегративного процесса постижения ребенком художественной картины мира, освоения им музыкального искусства в его многоплановой социальной значимости.

Рассмотрению проблем музыкально-эстетического воспитания, влияния музыкального искусства на формирование духовного мира личности посвящено довольно значительное количество работ в различных областях — в педагогике, эстетике, музыковедении и др. Среди ряда авторов, анализирующих вопросы музыкально-эстетического воспитания в плане теоретико-методологического обоснования взаимосвязи музыкально-эстетического развития с обще­эстетическим и общекультурным, назовем А. Сохора, Г. Головинского,. FL Матониса, Р. Тельчарову, М. Князеву, О. Лобанову, Е. Бодину, О. Шерстневу ш др.

Проблемы изучения взаимодействия, соотношения между различными видами искусства как фактора, способствующего целостному восприятию окружающей действительности и культуры, раскрывались в работах Б. Т. Лихачева, Н. И. Киященко, В. В. Неверова, И. М. Дзержинской, М. Д. Габоридзе.

По твердому убеждению многих из перечисленных нами авторов научных работ, принцип обучения музыке как простому средству передачи информации, как дисциплине, предлагающий технологически утилитарно направленность, опирающейся на объективность содержания преподаваемого предмета, не может гарантировать высокий уровень музыкального и обще­эстетического развития. Технологический подход не соответствует специфике искусства как особой сферы общения, не обуславливает развитие ученика как субъекта творческой деятельности.

Осознание искусства может произойти только в процессе глубокого переживания произведения искусства, должно заставить человека задуматься об окружающем мире, о судьбе другого человека, о собственной жизни. По мнению М. С. Кагана, «… потребность выразить свое отношение к миру, осмыслить познаваемое, оценить его с эстетической, нравственной точек зрения является общей для всех видов искусства, общехудожественной, т. е. морфологической особенностью того или иного конкретного способа художественного освоения мира.» [15, с. 15]

Чтобы музыка, как вид искусства, была воспринята, осознана ребенком, у него должно быть сформировано музыкально-эстетическое сознание. Музыкально-эстетическое сознание формируется в процессе музыкальной деятельности и служит основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка.

Термин музыкально-эстетическое сознание взято из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме компонент музыкальной культуры личности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое суждение.

Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, — это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

Опираясь на вышеизложенные факты, мы можем выстроить логическую цепь формирования музыкально-эстетического сознания:

1.    Эстетическая потребность

  • установка,
  • интерес к музыке.

2.    Эстетические эмоции

  • переживания,
  • чувства.

3.    Эстетическая оценка

•               вкус.

4.    Сформированное эстетическое сознание.

Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает наряду с потребностью общения с детьми, со взрослыми в насыщенней положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.

Потребность в музыке может усилиться, если имеются для этого соответствующие условия. Выявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке:

•     разнообразие форм музыкальной деятельности;

— доступность   на   первом   этапе   и   постепенность   усложнения музыкального материала;

  • проблемные ситуации;
  • разнообразный яркий репертуар;
  • применение игровых приемов;
  • краткие образные рассказы о музыке;
  • творческие задания.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ребенка при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. [31, с. 35]

Внешние   проявления   детей   тесно   связаны   с   их   внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе, одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть  элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже прочувствовать ее и познать.

Эстетическая эмоция — объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Бесспорно, музыка обладает намного меньшем предметной и понятийной конкретностью, чем другие виды искусства. Но зато музыка способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, внутренний мир его чувств и волнений, эмоционально-психологические состояния, их динамику и переливы. Не случайно Р. Шуман говорил, что там, где кончается слово, начинается музыка.

Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее  познанию.

Эстетическое переживание. Б. М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежите эстетическое    переживание   содержания   произведения.    Чтобы    понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. [39, с. 10-11]

При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием.

Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.д. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки; эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторное эстетическое переживание особенно значимо для личности.

Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. В процессе эстетического воспитания младших школьников этот процесс является наиболее важным.

Процесс восприятия музыки изучался Б. В. Яворским, Б. В. Асафьевым, Л. А. Мазелем, Ю. В. Боревым, Б. М. Тепловым, Г. С. Тарасовым, Е.В. Назайкинским, Л. С. Выготским.

Известный психолог Д. Н. Узнадзе утверждает, что для осуществления акта восприятия наряду с внешними факторами необходима определенная внутренняя готовность субъекта, установочная позиция, «прежде всего, должно возникнуть некоторое целостное отношение». [41, с. 172]

Таким образом, формирование эстетического восприятия учащихся должно быть нацелено на возникновение определенной установки и цепи мотиваций в отношении к разным видам искусства.

Художественное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает искусство как особая форма отражения действительности. Это многогранный процесс, включающий в себя эмоциональную отзывчивость, ассоциативное поле, формирующийся под воздействием организованной системы воспитания.

Процесс активного восприятия характеризуют:

  • эмоциональность (интенсивность образных переживаний; процессуальность образных переживаний);
  • нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным сравнениям);
  • целостность — дифференцированность (способность к концептуальным обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений);
  • глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их много мерность, полнота представлений).

На основе эстетического восприятия музыки возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии и исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек.

Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у детей возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты.

Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения.

Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Ребенок сначала интуитивно отличает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях и имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку. Объем знаний, полученный детьми, помогает уяснить средства музыкального выражения, почувствовать общий характер произведения, углубляет восприятие, способствует мотивированной оценке.

«Глубоко чувствовать» и «ясно мыслить» с помощью искусства означает познать самого себя, научиться понимать окружающих тебя людей, познать глубину мысли, обогатить свой духовный мир. [40, с. 10]

В процессе оценки музыкального произведения ребенок должен обращать внимание не только на то, на сколько оно совершенно по форме и содержанию (или несовершенно) и какое наслаждение оно ему доставляет (не доставляет), и на то, в какой мере оно помогает заглянуть в себя, помогает стать лучше, пережить чужую боль и радость, и это более существенно.

Субъективное, оценочное, идейно-воспитательное начало, сливаясь в одно нераздельное духовное целое с познавательным началом, образует специфическое, только искусством добытое художественное содержание. [14, с. 35]

В работах по эстетике высказывается мысль о том, что качество музыкально-эстетического сознания взрослого человека обуславливает его музыкальная эрудиция, знания элементарных средств музыкального выражения, умение их интерпретировать и опознавать.

Музыкально-эстетическое сознание у детей проявляется через отношение, к музыке.

Таким образом, музыка является тем действенным фактором, способным сформировать определенный тип социального мышления, чуствования, реагирования на явления  жизни, а также зародить в личности ребенка тенденцию самосознания и самоорганизации. Среди всех исследуемых  воздействий музыки на людей ученые на особое место ставят две сверх функции:  воспитательную и эстетическую,  сливающиеся в воспитательно-эстетическую. [46, с. 95] В силу безграничных возможностей эмоционального воздействия музыки и предельности познавательных возможностей воспитательно-эстетическая сверх функция доминирует над другими, т. к. служит формированию всего духовного мира человека. Все другие функции музыкального искусства как бы причастны и исходят от эстетической.  Эстетическое воздействие снимает в своем содержании остальные функциональные значения музыки (познавательное, оценочное., коммуникативное, воспитательное и др.), которые не срабатывают вне эстетического воздействия на личность.

Недостаточная музыкальная воспитанность закрывает доступ к гуманистическим идеалам музыкального искусства.

Мир музыки может стать или не стать достоянием личности. Лишь духовно-практическая музыкальная деятельность личности — исходный пункт и предпосылка для музыкально-эстетического бытия субъекта. Благодаря ей возможно существование музыкальной культуры личности и общества. Музыкальная деятельность, выступающая как предпосылка, процесс и результат музыкального развития дает  ключ к анализу процессов формирования музыкально-эстетической культуры человека. Не только музыкальная деятельность, но и музыкальное сознание обретает форму музыкальной культуры личности. Это два определяющих компонента музыкально-эстетического сознания человека.

В числе составляющих процессов становления музыкально-эстетического сознания находятся:

-участие в создании музыкального произведения, музыкально-творческая деятельность во всем многообразии форм музыкального поведения;

— система музыкально-оценочных представлений, формирующаяся на

основе опыта музыкального восприятия и творчества, проявляющаяся в музыкально-эстетических оценках, взглядах, убеждениях;

—       объем,    качество,    системность    художественно-эстетических    и

музыкальных знаний практического и теоретического характера как основа формирования эстетического отношения к явлениям музыкального искусства;

—         влияние развитых форм музыкального сознания и деятельности на другие виды материальной и духовной деятельности;

—         артистизм   и   увлеченность   педагога,   как   способ   увлечь   и заинтересовать детей.

Таким образом, в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень оценочных представлений в музыке — все это ведущие признаки, определяющие качества музыкальной культуры человека, его уровень музыкально-культурного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение задачи формирования гармоничной личности ребенка возможно при комплексном, системном подходе к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Особое место в этой системе отводится эстетическому развитию, в котором музыка, как вид искусства, занимает особое место. Музыка по своей сущности эмоциональна, несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов. Поэтому музыкальное воспитание — единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сферы психики ребенка. Однако такое единство возможно только при условии специальной организации обучения и воспитания учащихся.

В результате исследования можно сделать вывод,  что:

1)       музыкально-эстетическое развитие личности это логическая цепь формирования музыкально-эстетического сознания, которое предполагает собой проявление интересов к музыке, возникновение эстетической потребности в искусстве, появление оценочных критериев, связанных с эстетическими эмоциями, переживаниями и чувствами и формирование эстетического вкуса;

2)       формирование    музыкально-эстетической    культуры    личности своеобразный показатель развития самого человека — является одной из важнейших целей эстетического воспитания, так как  в современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи и опережает другие виды искусства по количеству потребления в силу своих непосредственно-чувственных особенностей воздействия;

3)       музыкальная деятельность ребенка является одной из значимых составляющих компонентов формирования духовной культуры и эстетического развития и воспитания.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.

2.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л., 1973. с. 52-65.

 

  1. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М, 1997
  2. Брожик В. Эстетика на каждый день. М, 1991.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
  4. Гембицкая В. Я. Музыкально-эстетическое воспитание М., 1970.
  5. Горюнова Л. В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников музыкальное воспитание в школе. Вып.7.М., 1971.

13.Каган М. С. О воспитании как специфической социальной деятельности ж роли искусства в нем. / Педагогика высшей школы. М., 1982. с. 11-16.

14.Капишников Н.  Воспитание чувств. М., 1973.

21. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.

22.Маслова Л. Выходы за пределы музыки.//Искусство в школе № 4. 1993.с.37- 44.

23.Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л., 1988.

24.Мясищев В. Н., Готсдинер А. Л. Влияние музыки на человека // Вопросы жихологии.

26.Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. —

Психология образования. М., 2000.

29.Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1994.

31.Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998. 32.Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: в 2частях. М., 1997.

33Скатерщиков В. К. Об эстетическом вкусе. М., 1974.

34.Cоxop А. Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1962.

35.  Тельчарова Р. А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа. М.. 1979.

36.  Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.., 1946.

37.  Терентьева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М., 1990.

38.  Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

39.  Финченко Е. А. Художественная грамотность как фактор формирования музыкально-эстетической культуры студентов. /. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Владимир, 1990.

40.  Шестернёва О. А. Музыкально-эстетическое воспитание личности. // Вестник МГУ — Сер. Философия, 1998. с.85-98.

 

Теоретические основы музыкально-эстетического развития ребенка: 1 комментарий

Добавить комментарий