Фонопедический метод развития голоса

1. Пояснительная записка.

В последнее десятилетие XX века в нашей стране существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования.

Такие явления, как демографический спад, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, уменьшение детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, падение интереса родителей к музыкальному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в школу искусств. Отсутствие конкурса вынуждает принимать практически всех желающих без учета индивидуальных способностей.

Известно, что вокальная педагогика изначально предполагает голосовую одаренность, коллективное же музицирование вбирает всех желающих детей.

Итак, группа учащихся — ни голосов, ни интонации, ни мотивации, а хоровой коллектив создать необходимо. И что же делать нам, педагогам, когда довлеет выполнение программ, участие в фестивалях, конкурсах?

Вот и происходит форсированное приобретение (натаскивание) элементарных вокально-хоровых навыков, а в условиях «всеобуча» при коллективном музицировании нет особых возможностей индивидуального подхода к учащемуся. Как следствие – отсев учащихся, нежелание заниматься.

В практике хорового пения чаще приходится встречаться с амузыкальными детьми – «гудошниками». Причинами этого явления могут быть: недостатки музыкального слуха, отсутствие способности воспринимать и анализировать высоту звука; патология развития голосового аппарата; мышечная зажатость, и, наконец, отсутствие координации между музыкальным слухом и певческим голосом.

И в этой связи от педагога требуется не только глубокое знание своего предмета, но и владение методическими приемами коррекции нарушенных функций.

Научные и исторические свидетельства показывают, что история взаимоотношений музыки и человека уходит в далекое прошлое, к истокам человечества.

О благотворном влиянии музыки на организм человека знали и использовали в лечебных целях. Музыка и звукоизвлечение облегчают выражение любых чувств, способствуют эмоциональной экспрессии.

«Голос человека – замечательное средство исцеления, одно из наиболее доступных звуковых лекарств». (Кемпбелл Д. Эффект Моцарта. Минск, 1999). «Пение благотворно сказывается на работе всех внутренних органов человека, стабилизирует электрическую активность мозга, повышаются резервные возможности человека». (Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии).

Цель:

помочь в вокально-хоровой работе с детьми педагогам дополнительного образования, учителям музыки, музыкальным руководителям в ДОУ.

Задачи:

ознакомить с методикой;

— развить певческий аппарат;

— развить музыкальные способности(звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память и т. д.);

— способствовать поднятию настроение, снятию эмоционального дискомфорта.

 

2.Фонопедический метод развития голоса.

Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта специалистов в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья, приобщению к искусству, пробуждению интереса к творчеству и т. д.

Особенность детской психики делает наиболее подходящим применение игровых методов. И на первом этапе занятий игровые техники выступают как ведущий компонент среди музыкальных средств воздействия.

В своей работе для развития певческого голоса, я использую фонопедический метод развития голоса (ФМРГ), разработанный  В. В. Емельяновым. ФМРГ имеет группу принципов, группу приемов, группу упражнений творческих, эмоциональных, игровые компоненты.

По словам автора (Емельянова), термин «фонопедический» в заглавии названия метода имел целью подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода, уважение автора к творческой музыкантской  самостоятельности хормейстера, невмешательство автора метода в исполнительскую сторону работы с хором вообще и этапов включения комплексов упражнений ФМРГ в частности на координационно-тренировочный, эстетический и исполнительский.

Опыт и наблюдения показывают, что, чем точнее разведены эти этапы в сознании педагога и в методе работы, тем успешнее координационные, тренировочные, эстетические и исполнительские задачи решаются синхронно и комплексно.

ФМРГ имеет 5 уровней развития:

1 уровень: дошкольники и младшие школьники. Голосовые игры. Элементарное голосовое музицирование.

2 уровень: младшие школьники в ДМШ и ДШИ, средние школьники в общеобразовательных щколах. Развитие показателей певческого голосообразования. Координация голосообразующих факторов, тренаж мышечных систем, звуковой массаж голосового аппарата.

3 уровень: средний и старший хоры, индивидуальная вокально-педагогическая работа. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Формирование настроечных упражнений к упражнениям 2-го комплекса ФМРГ.

4 уровень: Старший хор. Взрослый хор. Индивидуальная работа со средними и старшими школьниками. Синхронный комплексный тренаж всех мышечных систем, участвующих в голосообразовании. Отслеживание критериев академического пения на отдельных слогах и комбинациях слогов.

5 уровень: Старшие школьники. Профессионалы. Тренажный алгоритм для подготовки к максимальным нагрузкам. Фиксация позиционных ступеней. Отслеживание энергетического и акустического аспектов «высокой позиции». Отслеживание критериев академического пения в полном объеме.

 

2.1. Критерии академического пения.

В  рамках обучающей программы «ФМРГ» разработана и давно применяется для работы над эстетикой пения система, называемая критерии эстетики академического пения.

Система этих критериев становится шкалой объективной качественной оценки действий как ученика, так и преподавателя. Однако в оценке исполнительского акта певца можно «развести»:

— эмоциональное воздействие;

— тембральное воздействие (качество тона);

— смысловое воздействие (качество дикции);

— воздействие силой традиции (соответствие критериям эстетической традиции).

Причины ошибочных действий в технологии эстетики пения: незнание правил, неполное знание, неверная установка («пой, как говоришь»). Корни в подсознании: вторжение речевого стереотипа в певческий процесс…

 

Для приобретения методической разработки необходимо обратися в МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ» по телефону: 8 (86158) 3-20-91 или написать на e-mail: tuz@cevd-kuban.ru

Подробнее о методической разработке

Фонопедический метод развития голоса: 1 комментарий

Добавить комментарий