Методическая разработка «Аппликация»

Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ»

 

 

Методическая  разработка

«АППЛИКАЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей: 10-13  лет

Направленность: 

социально-педагогическая

Педагог: Радченко Т.Н.

 

ст. Тбилисская, 2013 год

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Аппликация – это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может приклеиваться, в зависимости от выбранного материала.

Диапазон возможностей этой техники огромен: от детских открыток до театральных декораций, от карнавальных костюмов до портретов, от скатертей и штор до декоративных сосудов. Наклеенная на бумагу домик и объемная много фактурная фигура – все это искусство аппликации. Многообразие тканей, расцветок, фактуры, стилей помогают создавать интересные и необычные картины – панно. Их можно называть живописью, где краски заменяются кусочками ситца, шелка, бархата.

Каждый материал таит в себе целую историю, дает толчок для творчества. Рисунок на ситце способен фрагментом архитектуры, блеск шелка – отразить вечернюю гладь воды, а мягкие глухие тона бархата создать хребты гор. Фантазия художника безгранична, а в соединении с оригинальной изобразительной техникой, она приносит удивительные результаты. Используя рассмотренные в методическом пособии приемы, можно самостоятельно создавать оригинальные работы из ткани.

В данной разработке предлагается описание различных изделий: от простых в исполнении к более сложным, а так же рисунки и выкройки фрагментов, советы по использование различных материалов и аксессуаров.

Главное  это суметь «увидеть» наиболее интересные и верные цветовые сочетания.

Цель:

ü Помочь педагогу дополнительного образования быстро освоить основные приемы работы в технике аппликация (объемная, полуобъемная, плоская, клееная, машинная), в технике папье-маше.

Задачи:

  1. Ознакомить с основными приемами искусства – аппликация из ткани.
  2. Дать практические навыки и подробнейшие рекомендации работы над изделиями.
  3. Помочь детям получить знания в технике аппликация, самостоятельно создавать оригинальные работы из ткани:  открытки, скатерти, коврики, салфетки вазы, картина из ткани, саше для платков.

 

2. ТКАНИ И ИНСТРУМЕНТЫ.

2.1. Необходимые материалы.

Количество нужной экипировки будет зависеть от того, чем конкретно вы будете заниматься. Маленькие сувениры не потребуют специальные приспособления для работы. Машинная аппликация подразумевает наличие машинки и соответствующих инструментов.

Для работы с аппликацией, которая шьется вручную, необходимо запастись иглами нужных размеров. Лучше приобрести несколько наборов. Для тонких тканей и сметывания деталей подходят иглы №3 и №5, толстые материи шьются более короткими иглами. Задумывая большую работу, припасите «мешочные» и изогнутые «цыганские» иглы.

Основное требование к игле – это острый гладкий кончик и хорошее «неслепое» ушко.

Нитки используются всевозможных цветов и сортов: от обычных хлопчатобумажных №40 и №50 до мулине и шерсти.

Понадобятся острые ножницы двух-трех размеров для края тонких тканей маленьких лоскутков, тяжелые  — для плотных тканей, ножницы-зиг-заг.

Для выполнения аппликации из кожи и замши понадобятся пробник. Еще необходимы булавки в неограниченном количестве, сантиметр, линейки, лекало.

Для разметки рисунка на разных тканях нужны карандаши разной мягкости, мыло.

Для клееной аппликации понадобятся клей ПВА и «Момент».

2.2. Булавки.

Булавки нужны в работе постоянно, но они имеют свойство теряться. Чтобы разыскать потери надо привязать наниточку магнит, раскачивая его над панно собрать булавки. Хранить булавки лучше в плотно закрывающейся коробке. Булавки лучше использовать канцелярские, с крючком на конце.

Нередко при скалывании многослойной работы булавка во время не вынимается, оставаясь под тканью. Чтобы извлечь ее не распарывая работу проводиться следующая операция. Необходимо найти середину стержня булавки, выходящую на изнаночную сторону  работы и небольшими плоскогубцами взяться за середину и продвинуть булавку вперед, поворачивая ее по оси, пока конец не выйдет из ткани, и постепенно вытягивая головку с крючком наружу.

2.3. Трафареты.

Если выкройку деталей нужно сделать не один раз, например, при изготовлении панно с повторяющимся сюжетом, удобно выкройку с кальки перевести на плотный картон и вырезать из него трафарет, предварительно вощивего. Для этого на лист картона накапывается жидкий воск. Потом накладывается бумага, и картон проглаживается теплым утюгом. Такой картон легче резать, он будет дольше служить.

Для кроя ткани удобной делать трафареты по внешнему контуру рисунка. Если нужно кроить сразу несколько фрагментов, нужно сделать один трафарет с раппортом. Помимо тканей, составляющих палитру аппликации, нужны плотные холщовые материалы для основы. Синтепон, вата, ватин, поролон для набивки объемных деталей.

 

2.4. Принадлежности для шитья.

Их удобно держать в специальных коробках для рукоделия. Ее легко сделать: облагородив жестяную коробку от печенья, обклеив нарядной бумагой или тканью. Можно расшить декоративными цветами и тесьмой.

2.5. Хранение тканей.

Все имеющиеся ткани необходимо рассортировать по цветам и по сортам. Разнообразные лоскуты лучше хранить в корзинах или картонных коробках, а мелкие в пакетах. В пакетах ткани иногда «задыхаются», поэтому надо класть в них мешочки с ароматными травками.

Ткани необходимо хранить в чистом, стиранном виде. Старые вещи необходимо стирать, гладить, складывать. Отпаривать ткани заранее не рекомендуется, лучше делать это в процессе работы, так как не все изделия создаются из идеально отглаженных материалов. Покрывающая их «паутина времени» дает мягкий, не бьющий в глаза эффект второго плана в пейзаже или натюрморте.

Вот два способа хранения материала:

Первый способ – по цвету, когда материалы разного качества, но близких цветов и оттенков собираются в одной коробке, а пестрые ткани хранятся отдельно. Это удобно если работаешь по эскизу, заранее составив цветовое решение и сделав выкройки.

Второй способ – собирать ткани по характеру их будущего предназначения: небо, вода, дома, трава.

Чем больше различных материалов, тем интереснее и шире возможности для творчества. Но чтобы вовремя обнаружить нужную тряпочку, необходимо придумать удобную личную систему хранения.

3. ОБРАБОТКА ТКАНЕЙ.

3.1. Крашения.

Для начала надо определить, из какого волокна сделана ткань. Красители обычно делятся на краски для льняных, хлопчатобумажных и вискозных тканей, для шелка или шерсти. Существуют и универсальные красители, кроме синтетики и ацетона.

Белые материала окрасятся в цвет красителя, а цветные ткани при окраске дадут другие цвета. Если ткань старая и с пятнами, то они, скорее всего, останутся и после окраски. Материалы, идущие на панно или картины, можно просто намочить в красители, не кипятить. Если завязать на ткани узлы, то она окрасится неровно, с мягкими переходами цвета и пятнами. Более оригинальный способ крашения заключается в расписывании ткани красками(акварель, гуашь).

3.2. Изменение фактуры.

Иногда нужно придать ткани жестокость или предохранить маленькие детали от высыпания. Добиться этого можно разными способами. Удобно использовать специальный клеевой флизелин. Он храниться вместе с тканью и проглаживается сухим утюгом через тряпочку. За неимением флизелина, ткань дублируется полиэтиленом и так же проглаживается. Нагреваясь полиэтиленовая подкладка частично растворяется и склеивается с тканью. Плотные сыплющиеся материалы проклеиваются с изнаночной стороны клеем ПВА по самой кромке выкроенной детали.

3.3. Крахмаление.

Для крахмаления ткани нужно приготовить следующий клейстер:

1 ст.л. картофельного или кукурузного крахмала развести в небольшом количестве воды. Полученную массу постепенно влить в 1 литр кипящей воды и тщательно размешать, чтобы не образовалось сгустков. Клейстер должен получиться прозрачным и клейким.

После этого клейстер влить в небольшое количество воды холодной и опустить в него выстиранную вмежную ткань. Затем ткань отжать. Перед глажением высушенную ткань сбрызнуть водой и дать отлежаться. Гладят накрахмаленные ткани негорячим утюгом.

3.4. Желатинирование.

Для того, чтобы приготовить раствор для желатинирования ткани необходимо сделать следующее: 1 – 1,5 ч.л. желатина залить холодной водой, оставить на 40-50 мин. для разбухания и нагреть на водяной бане. Теплым раствором пропитать заранее выстиранную и высушенную ткань. Просушить повторно до влажного состояния и прогладить через ткань.

Из накрахмаленных и прожелатинированных глаженых материалов легко выкроить мелкие детали.

  1. 4. ВОЗМОЖНОСТИ ТКАНЕЙ.

4.1. Цвет.

Как в любом виде искусства, в аппликации очень важны точно подобранные сочетания цветов. Здесь нет однозначных правил и нельзя дать общий совет на  все случаи жизни. Важно почувствовать настроение общей цветовой гаммы. Картину важно собрать в общем колорите и задать ей определенное цветовое настроение. Ткани с теплым колоритом поднимут настроение, а холодные тона успокаивают, снимают раздражение.

Ткани – материал опасный, завораживающий. Резкие, контрастные материалы лучшие разделить более спокойными, промежуточными, успокаивающими.

Количество каждого цвета не должно быть одинаковым, иначе работа зрительно распадется на несколько одинаковых частей, несобранных в одно целое. Каждый цвет должен поддерживать другого. Более светлый, взятый в большом количестве, подчеркивается темным, в качестве контура. Этот прием часто употребляется при создании панно с цветами.

Для каждой работы требуется придумать и сделать основные детали, наиболее выразительные по цвету, рисунку и отделке. Основной фон должен быть спокойнее, являясь окружением для двух-трех значимых центров.

4.2. Работа с фрагментом.

Выбирая ткань для будущей картины внимательно надо рассмотреть ее расцветку. В ней легко увидеть, кроме «заложенного» конкретного изображения, иное – неожиданное. Вглядитесь в шелк с пестрыми цветами – в них могут быть спрятаны и птичьи перья, и контур гор, и забавные животные. Ваша задача найти эти зашифрованные изображения и воспользоваться ими, вставив в свою работу.

Очень любопытно использовать один и тот же фрагмент узора в полотнах разного размера. Из тканей с геометрическим орнаментом получаются красивые вазы и тарелки для натюрморта.

Салфетка с розами (см. Приложение №2 рис. 2.1.) размером 55*55 см состоит из тканей трех видов. Основа — мешковина из ткани светло-серого цвета. С трех сторон поперечные нити продернуты и образуют бахрому шириной 2 см. по четвертой стороне с изнанки нашиты петельки для вешания салфетки на стену. Отступив на 6 см от края, на салфетку настрочен черный ситец с ягодами рябины. По центру ситец выкроен овалом.

В овале выложена аппликация из цветов и веток, скроенная из фрагментов холщовой ткани.

Фрагменты были вырезаны из ткани, сначала более общим контуром, потом продублированы клеевым флезилином и выкроены окончательно со всеми мелкими деталями. Скромные фрагменты выложены узором и приклеенные клеем ПВА. Черный ситец отделом шелковой тесьмой по краю.

4.3. Ситец, лен, сатин.

Хлопчатобумажные материалы применяются в лоскутной и аппликационной технике чаще всего. В них привлекает разнообразие расцветок, удобство и простота обработки, возможность сочетать их легко с другими тканями.

Эти материалы легко кроить, отпаривать, можно клеить простым клеем. На светлых тканях клей практически не заметен, темные гладкие могут потемнеть.

Мучной клей после высыхания станет незаметен, а ПВА оставит белые пятна. Сильнее всего способна пострадать бязь, меньше всего ситец и сатин.

Края хлопчатобумажных тканей можно обрабатывать ножницами – зиг-заг. Это сохранит ткани от высыпания и придаст им дополнительный эффект.

4.4. Холст, рогожка, мешковина.

Холст служит плотной основой для аппликативных панно, но он может стать и главным действующим лицом. На гладкой фактуре холста, с хорошо выраженным плетением нити, прекрасно смотрятся объемные цветы, композиции из сукна, замши, гобелена.

Из холста и мешковины, крашенных или подкрашенных самостоятельно, получается стильные вазы и корзинки с фруктами. Холст прекрасно клеится клеем ПВА и фиксируется на клею в жесткие объемные складки.

Прожелатинив холст крепким раствором, получится жесткая ткань. Ей можно придать любую форму и объем. Вазы из такого холста расписывают гуашью и декорируют орнаментом из приклеенных бусин.

4.5. «Тяжелые» ткани- драп, сукно, вельвет, гобелен.

Участие этих тканей в работе с аппликацией невелико. Обычно же их добавляют в качестве мелких фрагментов. Прикреплять плотные ткани нужно дважды, предварительно проклеив и просушив первую проклейку. Драп и сукно хорошо передают фактуру дерева, стены дома, плоскости дорог. При этом окружающие их тонкие ткани должны быть или очень активные по цвету, или зафактуренные жаткой, складками.

Из плотных тканей с ворсом, а так же буклированных материалов можно делать объемные фигуры животных. При этом каждая деталь выкраивается отдельно и нашивается на основную ткань. В такой работе плотный материал является лидирующим.

Вельвет, особенно с широкими рубчиками, станет подходящим строительным материалом для бревен избушки. Отдельно вырезанные полосы рубчика вельвета – хорошая отделка к работе с городским пейзажем. Вельвет проклеивается за один раз густым клеем ПВА.

Гобелен обычно красив и интересен сам по себе. Поэтому обыграть лучше отдельно выкроенный маленький фрагмент гобелена – лист, цветок, узор. Они органично впишутся в составленный букет. Такой выкроенный фрагмент необходимо обработать по краям клеем, так как гобелен очень сыпучий материал. После этого его можно пришить крупными стежками.

4.6. Трикотаж и синтетика.

Разнообразие этих тканей очень велико, но у них есть общее свойства, которые необходимо учитывать в работе с аппликацией. Часто это ткани с яркими, активными рисунками, поэтому важно не «переборщить». Масса синтетики с оригинальными расцветками поможет в работе. Так же как и трикотаж, это ткани мягкие, хорошо драпируются, слабо или мало сыплются. Искусственные ткани легко шьются тонкими острыми иглами вручную, а вот на машине под них иногда надо подкладывать кальку от сосборивания.

Приклеивать синтетику необходимо синтетическим клеем. Светлые ткани только пришивать, они могут пожелтеть от клея.

4.7. Складки и драпировки.

Мягкие льющиеся материалы легко драпируются, укладываются красивыми складками. Этим можно и нужно воспользоваться, если надо придать объем фрагменту или всей композиции. В таком случае, сделав выкройку нужной детали, сначала надо заложить складки на ткани, закрепляя их наметочными швами, затем кроить ткань по выкройке.

В панно «Рыбалка», сделанном в простой манере, поверхность озера была скроена без складок. Ткань – тонкая синтетика, смотрелась скучно и примитивно. Заложенная в крупные объемные складки, прошитые по фону с внутренней стороны, ткань стала эффектнее. Камыши, растущие из воды, и лодка за гребнем волны —  придали картине живость и многоплановость. (см. Приложение №3, рис. 1).

4.8. «Лапша».

Чтобы обогатить работу и разнообразие, можно использовать полосы ткани, нарезанные «лапшой». Из них составляют кроны деревьев, траву, выкладывают лепестки цветов и шкуру животных. Для лапши подходят не сыплющиеся ткани: трикотаж, синтетика или ткани прошедшие обработку желатином. Ткань кроится полосами с учетом высоты «лапши», плюс 1-2 см основы. Полоса складывается в 4-6 раз по ширине, в зависимости от толщины. Острыми тяжелыми ножницами делают перпендикулярные надрезы на высоту лапши по всей длине сложенной полосы с частотой 0,3-0,5 мм. Двойная полоса кроится с двойной высотой основы. Ткань сгибается посередине, и передняя сторона подкраивается на 0,5-1 см ниже. После этого полоса основы складывается и нарезается лапшой. Из таких полос разного цвета и высоты можно сделать цветущий луг. (см. Приложение №3, рис. 2).

5. ТЕСЬМА, ЛЕНТЫ, ПУГОВИЦЫ, БУСИНЫ.

Чтобы обогатить работу, наполните ее деталями. Для этого необходимо сделать насыщеннее мелкими «подробностями», воспользовшись различными вариантами отделки:

ü Тесьма может служить и как отделка края, так и заменой рамки.

ü Прошитая с края и присборенная тесьма или лента используется для окантовки круглых картин и панно.

ü Иногда в картине необходимо смягчить границу между двумя тканями разными по цвету. Надо взять тесьму без рисунка, сродного по цвету или по тону и провести ее по границе контрастных тканей. Полоса широкой тесьмы расшитой шелком, может стать красивой скатертью в натюрморте, вазой для цветов, крышей дома. Тесьма не исключена и как основная ткань для аппликаций. Украшенная и расшитая тесьмой одежда или ткань для интерьера выглядит нарядно.

ü Бахрома служит как отделкой, так и основным материалом для создания картин. Из свернутой и прошитой кольцом бахромы получаются прекрасные цветы. Отрезок коричневой бахромы станет камышом. Бахромой можно выложить птичье крыло.

Коврик «Ника» целиком выполнен из бахромы, обрезков мебельной ткани, простроченной на суконную основу на машине. Предварительно на сукне карандашом был нарисован силуэт собаки. Зеленая бахрома настрачивалась снизу вверх параллельными рядами. Собака также пришивалась снизу вверх, строго по рисунку. Низ травы на коврике расшит разнообразными пуговицами. Большие цветы вырезаны из накрахмаленной бумажной ткани. Их серединой стали большие декоративные пуговицы. Бабочки изготовлены из ситца с соответствующим рисунком и также прикреплены.

Глаз собаки – для мягких игрушек. Панно оформлено хлопчатобумажной тесьмой. По верхнему краю в сукне прошит подгиб, в которой протянут жгут жесткой проволоки. Он сдерживает жесткуюработу от провисания (см. Приложение №4, рис. 1)

Панно «Волшебная птица». Волшебная птица, прилетевшая за золотыми яблоками, имеет два вида оперения. Перья на грудке скроенные куском из мягкой замши, а перья на спинке и крыльев нарезаны лапшой из фланели и уложены несколькими слоями. Ствол деревьев пришит объемными складками, создавая определенную толщину, а ветка, на которой сидит птица, была когда-то веткой сосны. Она обтянута черно-золотой парчой и пришита в работе в тех местах, где позволяет изгиб. Золотые листья выкроены из прожелатиненного атласа и зафиксированы в двух местах. Это позволяет сохранить их форму. Яблоки сделаны отдельно. Они утолщены синтепоном и обметаны швом «зиг-заг» на машинке, а потом пришиты к работе. Фоном послужил шерстяной павловский платок. (см. Приложение №5, рис. 1).

6. МАШИННАЯ АППЛИКАЦИЯ.

6.1. Плоская машинная аппликация.

Этот вид аппликации рассмотрим на примере коврика «Спаниель».

В этом простом по изготовлению коврике прием машинной аппликации соединен с вязанием крючком. На холщовую основу снизу пришита вручную полоска травы, связанная крючком из нити типа «Ирис». Вязание выполнено простыми петлями с вытягиванием нити. Затем пришита фигура собаки из светлого клетчатого материала. На нее настрочены пятна из буклированной черной шерсти. Ткань прошита прямой машинной строчкой.

Уши и шерсть на животе спаниеля сделаны из мягкой бельевой бумажной веревки, расплетенной на отдельные жгуты и нарезанной бахромой. Длина бахромы на ушах 15 см, на животе 7 см. бахрома на ушах выложена в ряд длинным концом вверх, настрочена на машинке на расстоянии 1,5 см от нижнего края и опущена вниз. Таким образом шов прикрывается бахромой сверху. Шерсть на животе выложена из полос бахромы, простроченной в 1 см от верхнего края без поворота бахромы. Цветы вырезаны из плотной бумажной ткани и пристрочена «зиг-загом».

Глаз состоит из голубой тканевой подложки и пуговицы из более темного цвета. Для зрачка в пуговицу вшита бусинка. Коврик прошит строчкой «зиг-заг» на машинке.

Прошитый коврик отпарен утюгом. Самые маленькие детали приклеены клеем ПВА. (см. Приложение №6, рис. 1).

6.2. Объемная машинная аппликация.

Такие аппликации могут украсить и оживать чехол на кресле, подушку, сумку. Такую отделку нужно выполнят очень точно и аккуратно. Подготовленный рисунок и выкройки должны быть неусложненными. Работать надо от центра к краю, как при стежке.

Рассмотрим объемную машинную аппликацию на примере изготовления картины «Ночной лес».

Порядок работы:

  1. Натянуть холст на подрамник. Подрамник для такой работы может быть из тонких реек.
  2. Растянуть на холсте на булавках блестящую металлическую серебряную ткань, сделав подгиб по периметру.
  3. Также с подгибом, поверх металлика наколоть сетку, и пришить их вместе по периметру работы.
  4. Сделать общий эскиз работы, детально прорисовав все фрагменты кустов, деревьев, реки и кустов.
  5. Подготовить выкройку реки и прорисовать ее контур мелом на фоне, точно определив место.
  6. Выкроить фрагменты цветов и кустов из всех тканей и разложить картину на фоне.
  7. Наколоть булавками и пришить последовательно: левый дальний куст из черно-розового шелка, большой куст из черно-сиреневой синтетики, реку, полоску лиловых цветов из панбархата на заднем плане, розы из синтетики и розы из шерсти.
  8. Скроив дерево из серо-синего трикотажа и пришить справа, делая на ткани маленькие складки и повороты.
  9. Из шелка вырезать сиреневые и голубые листья. Положить их на картон, вверх изнаночной стороной и приклеить клеем ПВА. Перевернуть, прижав к картону. Высушить листья и пришить их к веткам в одной-двух точках.

10.  Скроить из золотой металлической ткани круг луны, предварительно обшить его «зиг-загом» на машинке, пришить к картине.

11.  Из полос порчи сшить рулик шириной 3-4 см и длиной около 70 см на машинке.

12.  Сложить рулик пополам, пришить середину из двух полос на место левого дерева на картине.

13.  Наколоть полосы порчи в виде двух стволов, делая на каждом изгибы и подгибая ширину при сужении ствола кверху.

14.  Выложить их бахромы или толстых ниток листву левого дерева и пришить ее толстыми бумажными нитками.

15.  Приклеить на гладь реки полоски золотых бликов клеем «Момент».

16.  Мелкие цветы приклеить клеем ПВА. (см. Приложение №7, рис. 1)

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данное методическое пособие посвящено оформлению интерьера декоративным панно и картинами, которые помогут создать уют, сделать дом индивидуальным и оригинальным.

Предложенный материал научит искусству аппликации в безграничном многообразии его вариантов. Даются подробнейшие рекомендации работы над изделиями: от создания простейших вещей без труда можно перейти к натюрмортам, картинам и портретам из ткани, делая все от эскиза до рамки. Для каждого изделия советы по избежанию ошибок кроя.

Двигаясь от простого к сложному, можно достичь хороших результатов, советы помогут в работе над каждым изделием – они сопровождаются подробным описанием, рисунком. Следуя рекомендациям методического пособия можно научиться создавать самостоятельно оригинальные работы из ткани.

Работая в данном направлении ребенок развивает свою фантазию, учится творить, создавать свои собственные изделия. В результате таких занятий у ребенка развивается чувство ответственности за то, чем он занимается, интерес, мастерство. Идет процесс развития эстетических чувств и художественного вкуса.

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Анин С.Н. «Интересный лоскут», М., «Дом МСП», 2007г.
  2. Баурина В.П. «Приемы работы с тканью», М., «Эксмо», 2008г.
  3. Клюшник Л. «Чудо аппликация», М., «Эксмо», 2007г.
  4. Куликова А.Г. «Цветы из ткани», М., «Центр-полиграф», 2009г.
  5. Макалова Н., Кузьмина М., Кузьмина Н. «Лоскутная мозаика», М., «Эксмо», 2007г.
  6. Метителенко К. «Аппликация», М., «Эксмо», 2003г.
  7. Семенова Т.А. «Декоративные узоры», М., «Эксмо», 2009г.

Добавить комментарий